Почему тренинг(2) ?
Всего есть три модели обучения и соответственно три вида тренингов. 1-й - тренинг личностного роста (модель: приобретение в тренинге личного опыта релевантного жизненному). 2-й Ситуационно-поведенческий тренинг (модель: приобретение поведенческого навыка, алгоритма действия в определенной ситуации). 3-й SMOLT (модель: когнитивно-смысловое обучение).
SMOLT
СМОЛТ (Системное Мышление - Основа Лидерства. Тренинги)
СМОЛТ - это авторская, сертифицированная
Национальным институтом сертификации профессиональных психологов Российского психологического общества. Свидетельство N 008/01- П, выдано 02.03.2014 методика разработки и проведения тренингов по развитию лидерства.

В данном подходе лидерство определеяется как особый способ организации человеческой системы (человека. команды, компании).
Методика создана на основе холистической концепции «системного мышления» («мягкого системного мышления» по терминологии Michael C. Jackson. Своими корнями данный метод уходит в концепции Gregory Bateson (https://en.wikipedia.org/wiki/Gregory_Bateson), который впервые подошел к изучению мышления как информационного процесса коммуникации. В России (СССР) наиболее близко к пониманию этих идей подошли М. К. Мамардашвили (https://ru.wikipedia.org/wiki/Мамардашвили,_Мераб_Константинович) и, в некоторой степени, Г.П. Щедровицкий (https://ru.wikipedia.org/wiki/Щедровицкий,_Георгий_Петрович).
В настоящее время «системное мышление» как метод изучения и конструирования человеческих систем, нашло широкое применение в области организационного развития. Мировую известность получили работы Питера Сенге из Слоуновской школы менеджмента MIT (https://en.wikipedia.org/wiki/Peter_Senge), направленные на исследование системных моделей в организациях и обучение менеджеров.
Консалтинг и менеджмент
В консалтинговой практике сформировалось сообщество системных консультантов, которыми был разработан новый метод консультирования «системные консультационные сессии». В настоящее время наиболее последовательно в данном направлении по разработке технологии системного консультирования и образованию в данной области, работает Датский Институт Системного Консультирования (DISPUK) (https://www.dispuk.dk).
В менеджменте системное мышление находит применение в двух ключевых направлениях, а именно, холизм и самообучающаяся организация. Холистический менеджмент нашел свое воплощение в получающей все более и более широкое распространение системе управления (отчасти движении) Agile https://ru.wikipedia.org/wiki/Гибкая_методология_разработки), где, в противовес традиционному менеджменту, упор делается не на контроль, а на интерактивный, коммуникативный аспекты системы. Теорию самообучающейся оганизации разрабатывает лаборатория MIT под руководством упомянутого выше П. Сенге.



Обучение и тренинг

На основе концепций «двойной связи» и «вторичного обучения» Г. Бейтсона были разработаны трансформационные тренинги. Наиболее известен проект Вернера Эрхарда, получивший название «ЭСТ - тренинг», в Гарвардским университетом реализуется лидерская программа на основе концепции и методики В.Эрхарда (https://hbswk.hbs.edu/item/putting-integrity-into-finance-a-purely-positive-approach).
В России идеи «системного мышления» нашли свое преломление в педагогике, что позволило ученым выделить особый тренд, получивший название «смысловая дидактика». Наиболее активно в этом направлении работают Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. и др. исследователи, в частности ими введена категория «смысловых задач» и ведется изучение их типологии.
SMOLT представляет собой технологию обучения, позволяющую транслировать смыслы непосредственно путем получения участником определенного, специально спроектированного опыта. Как метод ведения тренингов SMOLT относится к трансформационным тренингам и стоит особняком от широко распространенных поведенческих тренингов (тренировка навыков и умений) и тренингов личностного роста. Несмотря на то, что участники тренинга SMOLT отмечают выраженный прогресс в личностном росте, это побочный эффект, который является следствием практического овладения системным мышлением.
В основу метода разработки и ведения тренинга SMOLT положена идея «металога» Грегори Бейтсона, который определил металог, как «….беседу о проблематичном предмете, которая должна проходить так, чтобы участники не только обсуждали проблему, но и структура беседы как целого была релевантна тому же предмету». Г. Бейтсон создал ряд металогов, чем положил начало особому постмодернисткому жанру в настоящее время вышедшему за границы эпистолярности.
Тренинг SMOLT строится как система металогов, соответственно требует модели (ясной структуры в терминах Г. Бейтсона) предмета научения (изучения, исследования) и столь же ясной и релевантной содержанию структуры (модели) беседы. Поэтому SMOLT это своеобразный постмодерн, science art подход, который требует определенного искусства построения металога.
Идея металога стала основой, разработанной позже Г.Бейтсоном, конепции вторичного научения, в которой уровневая модель научения, включает в себя также и уровни научения научению. На ней же базируется и SMOLT, в модель обучения, которого заложено научение научению (в нашей модели - это и есть мышление), что делает тренинг таким стремительным и позволяет приобретать знания почти непосредственно, через личный, самоконструируемый опыт.



Made on
Tilda